Сей сайт Люди Слова Писал Ходил Снимал Всячина Юмор

22.08.2004 ... 27.08.2004


"О, сколько же отвилок чудных готово услаждать наш дух!"
А.С. Приколов-Домарощинер

"Принимай нас, Суоми-красавица!"
(марш Лебедева-Кумача, слова Френкеля; время от времени напевал на маршруте - и приняла, красавица, в ожерелье прозрачных озёр)

"Морда клином - и вперёд!"
(девиз, вынесенный из ЮАШ)

"Нам приказ - не дороже жизни,
но шагал капитан
по колено в болотной жиже,
этот пьяный болван.
Нам бы взять, повернуть обратно,
Только он всё орёт:
Пошевеливайтесь, ребята,
ну, живее, вперёд!"
(оттуда же)



Технические данные.

Электричка - Приозерск - п-ов Раутолахти - Хаапалампи - водопад на Тохмайоки - Рускеала - мраморные рудники - оз. Маткаселькалампи - Киркколахти / Чёрные скалы (black rocks) - Алалампи - Харлу - дорога вдоль берега Янисйоки - Ляскеля - Импилахти - п-ов Хунукка - Питкяранта - Ууксунйоки - Салми - Погранкондуши - м. Манненлахти - Видлицы - Тулокса - Ильинский - Олонец - Лодейное Поле - дальнобойщик.

До Ляскеля шёл по километровке (лист Сортавала-Лахденпохья), затем по 2-км атласу Карелии.

Полная дальность 487 км.

Гибрид "Marin", "Redwood". Починка переднего переключателя, вылетевшая спица и регулировка колеса, ложившегося на тормоза. Крайне изношенная, но некогда хорошая система.

Питание - 10 пакетиков овсяной каши с изюмом (46г штука), 7 лицейских колбасок (ок.400г), 1кг печенья, 750г фиников и кураги, банка сгущёнки (400г), 700г хлеба, 200г масла, 3л кефира, 0,5л йогурта, два эскимо, дюжина грибов, пара ложек каши и грибов катамаранщиков, 50г чая (пакетики), вода, 0,5л боржоми, ягоды.
Итого 400 г/день еды и 400 г/день покупок молочных.

Маршрут.

Старт с первой электрички. Дорогу после долгих дождей развезло, тяжёлый мокрый песок, к гребёнке добавился какой-то лунный пейзаж - кратеры от 10 до 50 см диаметром и от 5 до 20 см глубиной. Один из самых тяжёлых переездов по знакомой дороге.
В Хийтоле оказался погранпост, но питерского паспорта хватило; мило побеседовал с пограничником.
105 км проехал за 7 часов - минута в минуту, с трудом отыграв 20 минут ремонта переднего переключателя. Уложился-таки в рандоннерский норматив, по тяжёлой дороге, с грузом!
После этого - пяток километров по шоссе и пеший марш 7 км на берег Ладоги в знакомую бухту полуострова Раутолахти по непроезжей дороге, полю, пригорку и тропинке. Заблудился в лесу, таскал велосипед по карельскому бурьяну, в сумерках радовался натоптанности тропки, которую чётко видел. A propos: не советую ходить на этот полуостров по карте, без проводника. Все, что я видел, не слишком точны. Начало дороги на мост найти сложно, а то, что следует за этим, довольно малопроходимо.
В заливчике оказались двое на катамаране, благодаря им попил чай и поел - сил искать в темноте в сыром лесу дрова не было совершенно. Выкупался, поел и лёг спать.

С утра поплавал, побродил по знакомым окрестностям и отправился назад. На обратных 7 км снова заблудился - от тропинки, что ясно видел ночью, оказывается, и следа нет: что же я ночью так ясно видел?
На шоссе обнаружил полное отсутствие сил, проехал около 20 км и залёг просто в лесу, прямо за деревней Хаапалампи. Удобная вещь - велосипед: кинулся где угодно, и никто не найдёт.

Встав, потащился по шоссе. Асфальт хорош, но ехать тяжело. В Сортавале зашёл в галерею Гоголева - рекомендую, она в 5 минутах от автобазы. Каких-то 10 рублей, велосипед можно поставить внутри в прихожей.
Легко свернул к Рускеале и - неожиданная радость - прямо у шоссе водопад на Тохмайоки! У водопада площадка, стоянка, шашлыки. Водопад невысокий, но очень красивый, вода тремя рукавами падает по ступенькам. Сразу за ним, у следующего моста, стоящего почти впритык к первому, виден ещё один, неошашлыченный, рукав водопада. Можно, конечно, подойти к ним по лесу.
В Рускеале стал искать рудники. Руководствуясь картой сделал неверный вывод, назначив рудниками обрывистые области на восток от посёлка, а на самом деле находятся они с западной стороны шоссе и обозначены двумя озёрами без указания каких-либо обрывов. Сразу за мостом (на север от него), где видна на юге табличка конца населённого пункта, уходит грунтовка в деревню - по ней-то и надо ехать, она приводит на асфальтированную стоянку. Никаких указателей нет! Конец населённого пункта, асфальт влево (думаю, к работающему карьеру), мост, искомая грунтовка к рудникам. Дальше будет резко уходящая в гору отвилка - по ней можно проехать на велосипеде, но не на машине, - у её начала большой щит - исследование чего-то геологического, на щите - знак евросоюза. Ещё дальше указатель - "мраморные рудники Рускеалы" - туда стоит ехать, если вы собираетесь мрамор покупать. Есть действующий карьер.
Карьер стоит исследовать с резиновой лодкой: можно поплавать по изумрудной воде (пить её как-то не хочется), подплыть и зайти в старые штреки, оставшиеся над водой. Обрывы в 20 м производят впечатление; одиночная штольня напоминает небоскрёб наоборот - подходишь, заглядываешь - дна нет; подходишь ещё - нет; подходишь снова - опять нет! И только в четвёртый раз, свесившись в пропасть и держась за перила, обнаруживаешь дно. Вокруг - усыпанная гравием аккуратная дорожка, ограды в опасных местах, но есть и крутая старая лестница без перил вниз.
Рядом расположен ещё один карьер, поменьше. Если не пройти 5 м кустами от обрывистой части большого карьера, то можно и не узнать о существовании малого.
За отвилкой к действующим разработкам буквально в 300 м на подъёме (по карте - в 600 м) - отвилка на Киркколахти. Местные хорошо знают слово Чёрные скалы (black rocks), а Киркколахти им ни о чём не говорит. Дорога - хорошая грунтовка, с лужами,проходит мимо двух озёр. Первое маленькое, заболочено. Можно подойти, выкупаться, но потом желательно помыться. Второе, вопреки карте, имеет отличный восточный берег и недоступный западный. Подход к озеру в 10 м по скалке за лужей, которой озеро подходит к дороге. Можно встать сразу, можно пройти на мыс ещё метров 300 по тропе. До этого места на дороге доезжает жигуль.

Железная дорога перерезала лесную, проезда для машины нет (может быть, есть через Пирттипохью - не проверял). Для велосипеда не проблема - перенёс через рельсы и встал на продолжение дороги. Вскоре дорога становится хорошей, когда присоединяется отвилка от Пирттипохьи, а потом и просто отличной. Похоже, что и асфальтовой скоро будет - на дороге грейдеры, самосвалы песок возят. "Чёрные скалы" выглядят как фешенебельный пансионат. Место очень красивое, но подхода к воде нет - луга и "Чёрные скалы". Впрочем, на досках у избы немало рыбьей чешуи, так что как-то оказаться в воде можно.
Дорога оттуда грунтовая! Не пытайтесь ехать по асфальту, он хороший, но ведёт только вниз к пансионату, придётся возвращаться. Жуткий спуск по камням (вот почему было так трудно ехать в Рускеалу! Туда, оказывается, подъём был!). Разносит под 40, обильные повороты, камни, ручьи - очень опасно. Реально встретить неожиданную машину! Проверьте тормоза и пользуйтесь ими.
Алалампи - классическая криптодеревня: табличка на дереве - начало, табличка на дереве - конец (шучу, на самом деле пару домов удаётся разглядеть сквозь деревья).
За поворотом на Янисъярви дорога улучшается, в Харлу она становится аж асфальтовой, однако дезертиров в Харлу не любят: сразу за деревней висит табличка "счастливого пути" и дорога становится одной из худших грунтовок "с улучшенным покрытием" виденных мною в Карелии. Там же, на выезде, потрясающий холм, даже гора, высокая и очень крутая. Деревья растут именно как на горе, на головах друг у друга.
От Хямекоски до Харлу дорога идёт вдоль берега Янисйоки - огромная, широкая и очень бурная река. В Ляскеля под мостом на ней могучая плотина с отводом к заводу.
В Импилахти от магазина и памятника начинается бетонка вглубь полуострова. В 300 м от шоссе следует выбрать левую бетонку, потом проигнорировать левую дорогу и держаться главной. Через 4,3 км вы на берегу. Залив закрытый, но рокот волн был слышен очень отчётливо. Красиво, камыш есть, но его немного. Плоское место для палатки придётся поискать повыше или подальше, мой гробик встал без труда.

Обратно удалось выехать! Вечером казалось, что к берегу идёт такой крутой спуск, что назад придётся идти, ан, нет, проехал, даже спуски какие-то попадались.
Поскольку на небе уже два дня висели всё большие циррусы, добравшись до Питкяранты решил проверить погоду способом примитивным, но, по многолетним наблюдениям, довольно правдоподобным, и, используя сеть GSM (МТС), зашёл по GPRS на WAP-сайт gismeteo. Он подтвердил то, что два дня рассказывали циррусы - дождь через день. Изменил план стоять на широте Салми и ломанул в Видлицы.
На реке Ууксу за домами села Ууксунйоки (забавно, не правда ли?) плотина, ширина около 2 м, центр полностью разрушен, края по-прежнему стоят стеной. С шоссе ясно слышен шум воды, он и привлёк внимание.
В Салми подъехал к остаткам симпатичной кирпичной церкви (довольно целым, только ободранным до кладки), в Погранкондушах полюбовался видом на Ладогу сверху = село стоит на огромной высоте, склон к Ладоге голый, вид очень красивый, Ладога видна огромной, и оттуда же позвонил: Мегафон есть везде, а мой МТС - редкий гость в Карелии.
Встал на м. Манненлахти, немного не доехав до намеченных Видлиц, поражённый его красотой. Огромный песчаный пляж серпом, сосны, красивый вид, набегающие на крутой, хоть и песчаный, берег рокочущие волны. Дров нет, но на кипячение котелка вполне хватает веток. На мысу стояла машина с рыбаками, виднелось три лодки.

До Тулоксы дорога почти всё время идёт вдоль песчаного высокого берега, но подъездов к нему нет, а старые аккуратно перекопаны у шоссе канавами. Затем дорога от устья Олонки уходит полями и сёлами вверх, к Олонцу. Недалеко от Ладоги симпатичный хорошо подвешенный пешеходный мост через Олонку.
В Олонце не смог сесть в автобус (естественно!), и под начавшемся, наконец, дождём доехал до кафе за мостом через Свирь. Там разговорился с дальнобойщиком, привязал к кузову велосипед и съэкономил не меньше 12 часов, поскольку первая и единственная электричка из Лодейного Поля в 5-25 (в 8-00 в Волховстрое, в 9-40 оттуда уходит электричка в Питер). Была бы хорошая погода, можно было бы доехать и до Волховстроя (ещё около 110 км), но Мурманское шоссе мне очень не понравилось, особенно как в Ленинградскую область попал: узкое, с довольно интенсивным движением, маленькой обочиной и очень плохим асфальтом с краю. Асфальт всё время посыпан гравием, едешь, как на вибростенде. Неприятно и опасно.

Итог

Очень красивый маршрут, удалось много увидеть и стоять в очень красивых местах. Направление движения выбрано верно. Лучше проходить в день 65-85 км, иначе к вечеру впечатления смазываются. Однако проходить при необходимости по 110 км в день вполне реально.
Вот бы тот же маршрут за две недели и в компании, отвилки прощупать и не торопиться. По тем местам я бы и месяц ездил, везде красиво.
По всему маршруту военные памятники; в основном, конечно, советские, но попался и финский - вот и отдельная тема.
Много щебнедробильных разработок. Смешно думать, что люди долбают высокие места Балтийского щита, крошат в щебень и посыпают места, более низменные.
И всё-таки... Есть какая-то прелесть в том, чтобы ломить в одиночестве. В городе долго приходил в норму - одолело чувство, что тут вообще ничего делать не надо, кругом еда, тепло. Непонятно, почему люди толпами куда-то едут, чего-то хотят, суетятся, когда и так всё прекрасно, сухо, тепло и сытно - даже дождя нет.

DIXI
 © 2011, Морозов Борис Владимирович.
Hosted by uCoz