Сей сайт Люди Слова Писал Ходил Снимал Всячина Юмор


Апрель 23, 2005
01:02 pm: К собаке Некрасова
В субботу (23.04.2005) отправился, приняв приглашение, с друзьями (Сергей Сигачёв, Николай Воробьёв, Александр Пенин) заниматься железнодорожным туризмом. Меня много раз спрашивали, в чём смысл поездки, и я каждый раз не находил ответа. Однако в начале восьмого я с трудам вылез из кровати, позавтракал и, надев рюкзачок, отправился в холодное утро за неведомой целью.
Встреча на Московском вокзале, недолгое обсуждение, и вот главная трата дня сделана: билеты до Чудово. Сразу отмечу, что контролёры нам за весь день не встретились ни разу.
Электричка шла шустро, вагон был довольно свободным - только раз к нам подсел пятый пассажир, но и он просидел недолго. Ехать было интересно, даже на заснул. Сергей и Александр делились впечатлениями о транссибе, о приморском вокзале Санкт-Петербурга и ветках железной дороги начала ХХ века, и лишь изредка, достав два GPS'а, Коля и Сергей начинали упорно тыкать ими в окно, а спустя немалое время сообщать, что "третий спутник почернел".
Чудово удивило полностью огороженным путём, щитами метра по три высотой, через которые всё-таки вела неистребимая народная тропа. Сходив к какой-то церквушке и поснимав её нутро (абсолютно стандартное, разве что интересно было посмотреть вверх; Сергей нашёл хорошую точку съёмки её стенки с картинками - не знаю, как оно называется по-церковному - когда вид сверху обрезал полукруглый свод), мы направились в город. Городской центр занимает площадь 10 на 30 м у вокзала. Я, как всегда, подошёл к киоску, и не купил газету. Газету я не покупал ещё минут 15, но когда мы подошли к почте и второму (вероятно, последнему в городе) киоску, я её всё-таки взял. Я люблю местные газеты, они бывают довольно необычными, но название... Голос мой дрогнул, когда я протянул жалкий пятак и попросил дать мне "Родину". Я её купил. В Чудово продают "Родину" в каждом киоске, и я купил свой кусочек... За это был тут же подвергнут фотографированию и большого пустого стенда "Чудовский турист". В отличие от других городов, Чудово про себя не помнит и своё имя на стенах и плакатах не пишет. Рядом с почтой и киоском находилась музыкальная школа имени (Серовой?) со статуей кого-то известного у дверей. Из-за закрытых тюлевыми занавесками аккуратных окон доносился рояль. Приятно, что газоны и клумбы были уже посыпаны свежей землёй. Если припомнить, то военный мемориал у вокзала тоже был довольно аккуратный, а у центрального памятника шли работы - покрывали плитами землю.
Напротив мы углядели художественную галерею. После некоторого колебания, зашли в неё, и не пожалели. Там было две комнаты с предбанником, две очень милые сотрудницы, которые с радостью нам всё показали и рассказали. Выставлены, в основном, картины главной местной художницы. Сама она любит рисовать пейзажи, но мне приглянулись два портрета. На одном был изображён крепенький мужик околопенсионного возраста. Как пояснила работница музея, при взгляде на него многие начинают мучительно припоминать, где они его видели. Его видели все: это был главный крепенький сельский пенсионер страны советов, рисовали его все и эти портреты печатали все журналы. Не обошлось и тут. На Втором портрете изображена местная дама. Именно так и должна выглядеть провинциальная дама с хорошим о себе мнением. Она сидела на каком-то вычурном стуле, видимо, соответствовавшем местным представлениям о роскоши, в довольно неестественной и кривой, но расслабленной позе. На лице застыли усталость и отвращение. Думаю, что они происходят от представления о должном выражении на лице - почему-то очень многие считают, что лицо не должно выражать радости или удовольствия и ориентируются на легендарных английских снобов, годами вырабатывающими брезливое рисунок губ. С другой стороны, такое выражение вполне соответствует увиденному городу.
Во второй комнате, кроме немногих её картин, был местный умелец, открывший для себя пронзительные, почти светящиеся краски. Зимний пейзаж был терпим и даже свеж, но на летнем цвета были "идентичны натуральным". За стеклом стояла вышивка в народном стиле, которая была бы неплоха в магазине - я даже купил бы, вероятно, что-то похожее. На высокое искусство она не тянет.
Посмотрев на пустынную излучину Керести, нюхнув донёсшегося запаха скотного двора, мы прошли к главному музею города - охотничьему домику Некрасова.
Кто такой Некрасов? Богатый помещик на руси, со всеми соответствующими признаками. Ему очень хотелось добавить к двум своим имениям третье, непремено в новгородской губернии, и когда какому-то купцу стало дорого содержать такое, Некрасов тут же его выкупил, переоборудовал домик под охоту и развлекался, как мог. От развлечений пострадали 19 медведей, более мелкую дичь никто и не считал.

Тут произошёл большой перерыв в записях, что пагубно отразилось на моих воспоминаниях.

Домик ничем, к счастью, не напоминает о литературе. небольшой шкап с книгами, письменный стол - всё это есть, но говорит только о том, что хозяин был грамотный и не отвергал эту часть мира. остальное - жизнь и охота. Кожаные болотные сапоги, чучела, ружья, места для гостей, места для еды. Запомнился китайский сундук, сохраивший запах сандалового, кажется, дерева. Всё мило, аккуратно и служит единой цели: приехать с друзьями, поохотиться, поесть и уехать.
Во дворе - могила собаки Некрасова. Лежит каменная плита, и, с первого взгляда, она кажется пустой. однако при правильной погоде, в ясный солнечный день, при правильном угле обзора можно распознать четыре буквы её клички.
Обратно прошли вдали от спичечной фабрики - вероятно, единственного рабочего места в городе.
Из Чудово уехали на совершенно загадочном поезде в Волховстрой. Идёт он по пустынным болотам, где, как ни странно, возделывает кое-где свои 6 соток одинокие горожане. на всём пути нет ни дорог, ни жизни, хибары скорее удивляют... Пару раз Сергей и Александр бросались к окну, увидев тепловоз с хитроумной цифиркой. Для тех, кто знает, она значит то, что сделали его в далёкой Грузии, что он один из 60 произведённых и совсем немногих оставшихся, поскольку работают они мощно, но недолго, а ремонт тяжёл.
Из Волховстроя ехать долго, но просто.

 © 2011, Морозов Борис Владимирович.
Hosted by uCoz