Сей сайт Люди Слова Писал Ходил Снимал Всячина Юмор


Январь 17, 2010
08:54 pm: На границе тучи ходят хмуро
Выйдя из электрички, руководитель натянул поверх болотных сапог чулки от ОЗК, затем аккуратно застегнул и сам ОЗК. Фотограф натянул утеплённый гидрокостюм, ласты, маску и взял в рот загубник. Я растерянно смотрел на свой непромокаемый плащик и сапоги прошлого тысячелетия всего лишь до колен.

Экспедиция к шведской границе началась

В году от сотворения мира 7158 межевые комиссары Семен Жеребцов, Иван Доможиров, Иван Льговский, Клаус Эрикссон, Иоганн Брандес и Хенрик Юнссон установили границу между государствами. В следующие годы она была отмечена рвами и выбитыми на камнях знаками. По прошествии 355 лет А.И. Резников, О.Е. Степочкина, Н. Воробьев, С. Малахов, М. Сколозубова и М. Варламова произвели инспекцию границы и пограничных знаков с очисткой и уточнением координат.
Спустя ещё пять лет Николай, взяв подручными Илью и меня, отправился в контрольный поход. Совершили его мы примерно за месяц до радостной для нашей страны даты - произвольно выбранного дня, напоминающего о том, как звали шведов помогать гнать поляков и отдали за это весь северо-запад, включая Неву и Карельский перешеек (сами карелы, не желая идти к нехристям-лютеранам переселились в Тверскую губернию). Уже начиная поход мы окунулись в прошлое: тёмный Московский вокзал, длинные очереди огородников в чёрных одеждах с мешками и ящиками, пытающихся купить билет и успеть на поезд, неработающая техника, необходимая для льготных билетов, неизбежно ругающиеся бабки, десять минут до отхода поезда.
Квест и турникет прошли, сели в поезд, но тихо дремать в нём помешал контроль. Увидев станцию назначения, он поинтересовался, где наши ружья, и в ответ на наше недоумение пояснил, что без ружей туда не ездят. Стало как-то странно. Переложил нож в ближний карман - не особенно, впрочем, на него надеясь.
Поезд подтверждал давнишнюю оценку скорости движения на железной дороге, сравнимую с гужевым транспортом, что помогало ему трястись на ухабах.
Спустя два без малого часа двери открылись среди лесов. Кроме островной платформы там были здание неработающей навек кассы, высокий недоломанный навес, замурованный контейнер и проливной дождь. Каждый надел то, что припас. Я тестировал новый комплект - непромокаемые куртка и штаны. За сапоги, уже три десятка лет служащие мне сухостью и прочностью, я не сомневался - они успешно пережили полдюжины более удобных и лёгких. Попрятав уязвимую фототехнику, мы двинулись. По шпалам, назад. Через пару минут вдали на путях ниоткуда выросла ещё одна фигура: аккуратно одетый человек шёл под зонтиком по путям. Это, с одной стороны, порадовало общепринятым в этих местах обычаем, из которого мы не выбивались, но несколько удивило тем, что вокруг не было видно ничего, кроме леса. Спустя пару сотен метров загадка разъяснилась: от путей отходила залитая водой тропинка. Оказалось, что это - начало нашего пути.
На первых же метрах мы были атакованы бабкой. Она обрадовалась, увидев нас, и предложила взять валяющиеся ветки и отнести их. На вопрос "куда?" последовал ответ: "Когда лес кончится - увидите". Прикинув, где в этих местах и чем может кончится лес, я загрустил. Нести ветку весь день не улыбалось, а конец леса я ожидал на берегу залива.
Деревня оказалась удачной. Мобильной связи нет, дорог нет, участки большие, водой себя жители обеспечили: кроме повсеместно разлитой, глубиной от двух пальцев до двух ладоней, на участках были большие и глубокие бассейны, а рядом с дорогой, за прочной цепочкой безопасности с кольцами в палец, - большой пожарный пруд в хорошем состоянии. Пройдя последний дом мы похлюпали по дороге, ещё сохранившей колеи. Что и каким образом оставило эти колеи, не могу понять до сих пор. С одной стороны дорога не доходила даже до железнодорожных путей (а если бы и доходила, то чем бы ей это помогло?), а с другой утопала через пару километров в болотах. Может быть, сусанинские замашки заставили жителей вытаптывать их ногами?
Однако для мышления не хватало гемоглобина: он весь ушёл в ноги, которые надо было вытаскивать из глины, притаившейся в каждой луже под водой. Надежда на нормальную дорогу размокла и растворилась без следа.
Вскоре стало более понятно и название станции и любовь жителей к воде: видимо, там жили переселенцы из Европы. Нигде больше не селятся в низинах, да и забота о воде свойственна скорее им, нежели жителям болот юга области.
Мы поднялись на небольшой холмик; стало суше, иногда нога ступала уже не в лужу, а на мокрую траву, и свернули к воинскому захоронению: как водится, тут шли жестокие бои. Следопыты поработали на совесть, захоронение было в отличном состоянии, несколько братских могил были свежими, хотя и не этого года. На могилах лежали ржавые продырявленные каски.
Поработали тут не только следопыты, отметились и церковники, старательно примазывающиеся теперь к военной славе - тому, чем мы безоговорочно и назойливо гордимся государственным образом. Здесь я вынужден пояснить, что высоко ценю нашу победу и уважаю жизни, которыми она была достигнута, но, право же, заслугой нынешних структур она никак не является.
Дальше путь шёл уже не по таким сухим местам, как у деревни, но сапог по прежнему хватало.
Спустя надлежащее время и в полном соответствии с картой дорога пересекла ЛЭПину, став на время узкой тропинкой в густых зарослях кустов чуть выше человеческого роста. Я порадовался, что не надо тащить через них велосипед.
За ЛЭП дорога стала исчезать в болоте. Немного поплутав, вышли по GPS к пограничному рву. За 360 лет он сохранился очень хорошо, мы с трудом перешли на другую сторону по упавшим деревьям, рассудив, что на шведской стороне и асфальт лучше, и заправки чаще. Тропа, впрочем, хотя и старалась идти по берегу рва, но не всегда могла это сделать и иногда отвиливала в сторону, обходя завалы.
Тут как-то сразу - чувствуется заграница - появилась живность. На открытых местах клубились комары-толкуны, в кустах чирикала стайка колибри.
Найдя характерный угол пошли к первому камню - без знаков, но характерно плоскому. Проломив по болотине нашли, сняли, и пошли ко второму.
Дорога ко второму камню шла примерно назад, но оказалось, что можно идти по узкой приятной возвышенности, по траве, а не хлюпая сапогами. Гряда вышла на живописную поляну; однако ни поляна, ни общепризнанная её живописность - вся компания стала снимать во все стороны, впервые обнаружив место, где взгляд не упирался в стену деревьев через десять метров - не убедила проводника сделать привал с перекусом именно тут. Он твёрдо шагнул в кусты, обещая специальное место для обеда невдалеке. Перед этим специальным обеденным местом, однако, нашли камень со знаками - крестом и короной. Пофотографировали, а потом сели на соседней полянке подкрепиться перед географическими работами.
Полянка действительно оказалась особенной: по-видимому всё, оставшееся с войны железо, было снесено на неё. Там была проржавевшая печка, какие-то колёса, неясного назначения труба, у сосенки - горка подков. В этом, самом нелесном месте леса, мы сели подкрепляться.
Обретя силы, приступили к работам. Требовалось очистить место для съёмок, запечатлеть неповреждённые знаки и снова замаскировать камень, наклеив мох специальным краеведческим клеем на прежнее место.
Покончив с этой работой, оценив время и отметя по этой причине отвилку к интересному урочищу, мы пошли к последнему камню.
С трудом преодолев на этот раз совсем уже настоящее болото и подкрепившись по дороге кислой клюквой вышли к нему. Камень не имеет знаков, да и если бы они были, то рапакиви не смог бы их сохранить, однако ошибиться невозможно: он единственный в болоте, большой, с трещиной в указанном в договоре направлении, и, к тому же, лежит на перекрёстке трёх просек. К далёком 17 веке они пересекались на нём так же, как и теперь, в 21-м, и точно так же разграничивали три района. Разве что иерархия этих районов менялась с веками.
На этом камне поисковая часть экспедиции завершилась и начался аварийный свал. Как ни хотелось возвращаться спокойно, но, во-первых, сели батарейки в ГПСе, во-вторых, приближались сумерки и, наконец, электрички ходят в тех краях нечасто, а разъезжаться надо было по дальним уголкам города и даже области.
Однако дорога обратно вышла намного проще: оказалось, что можно просто идти прямо, никуда не сворачивая, и тогда под ногами всё время будет ясная тропа. В результате удалось даже поесть в мокрой беседке на входе в деревню и, поторопившись, придти на платформу так, что пришлось даже ждать минут 20 поезда.
Завершением поездки вышел опыт: оказалось, что как наземный транспорт по прямой, так и метро объездом привозят на Московскую за одно и то же время с точностью до нескольких минут.


Ссылки:
http://www.aroundspb.ru/history/border_stones/ingermanland.php
http://www.sablino.ru/oblast/rubej.php
http://www.sablino.ru/oblast/jarok.php

Картинки тут

 © 2011, Морозов Борис Владимирович.
Hosted by uCoz