Сей сайт | Люди | Слова | Писал | Ходил | Снимал | Всячина | Юмор |
Су Ши
В моей беседке Человека, Осчастливленного Дождем
Беседка носит имя по дождю, и это значит — я запечатлел здесь свою радость. Древнейшие писатели названия чему-нибудь давали по радостному случаю у них: хотели показать, что это незабвенно. Граф Чжоуский нашел особые колосья на полях и книге имя дал по ним. Воинственный при Хань нашел треножник дин и этим именем назвал свои года. Шусунь раз одолел врага и им назвал свое дитя. Их счастье было больше или меньше, не одинаково вполне, как у того, так и другого, но стремленье показать незабываемость удач у них было одно.
Прибыв в Фуфэн, на следующий год я начал приводить в приличный вид присутственное место, соорудил беседку к северу от зала и вырыл пруд на южной стороне, провел туда поток воды и посадил деревья, чтоб место оборудовать себе, где б мог я отдохнуть.
Весною в этот год дождь увлажнил пшеницу, что росла на юг от Циских гор, и это предвещало нам, что будет год богатый, урожай. А после этого прошел уж целый месяц, дождя ж все нет. Народ томился этим, горевал. Уж в третьем месяце, в день знаков и и мао, был дождь, в день знаков цзя и цзы — опять. Народу этого казалось очень мало, не то, что нужно бы, и вот в день знаков дин и мао полил обильный дождь, который перестал дня только через три. Чиновники всех степеней, как высших, так и низших, собрались во дворе присутственного места и стали там друг друга поздравлять. Торговцы и купцы друг перед другом распевали в своих рядах. Крестьяне же в полях похлопывали весело друг друга. Все, кто перед этим унывал, теперь, после дождя, развеселились, а те, кто болен был, с дождем вдруг стали поправляться. Беседка же моя была как раз готова. И вот тогда я поднял свой бокал вина в беседке этой, приветствуя гостей, сказал им так: «Пять дней проходит — нет дождя. Возможно ль это, мне скажите?» Мне отвечали: «Нет. Коль нет пять дней дождя, не будет и пшеницы». — «А десять дней — все без дождя, возможно ль так?» Ответ: «Никак нельзя, ведь если десять дней проходит без дождя, то риса вообще не будет». — «А коль не будет ни пшеницы, ни риса, то будет ряд голодных лет. Сутяжничество, суд, тюрьма усилятся, чрезмерно процветут, а воровство и грабежи пройдут пожаром по стране. И с вами мы, друзья, тогда, коль захотели б здесь и погулять и время провести с приятностью в беседке, возможно ль было б нам все это получить?
Сегодня небо наш народ не хочет оставлять, и вслед за засухой оно сейчас благоволило послать нам дождь. И то, что мы, друзья, здесь вместе веселимся, гуляем, радости полны, и с восхищением сидим и пьем в беседке этой, все это благостыня того ж дождя! А это можно ли, опять скажу, забыть?» Итак, я этими словами назвал беседку, а затем в такт этому сложил и песнь, которая гласит:
Пусть даже нам небо дождит потоком жемчужин,
Озябшие люди не смогут из этого сделать одежду,
Пусть даже нам небо дождит потоком нефрита,
Голодные люди не смогут его превратить себе в кашу.
Сплошной был ливень три целых дня,
Какой же силе обязан он?
Народ говорит: «Губернатор — сила».
А сам губернатор себе не припишет
И все отнесет к царю, Сыну неба.
Сын неба ответит: «Неверно» —
И все отнесет к творцу всех вещей.
Творец же всех тварей не станет считать то своею заслугой
И все отнесет к Величайшим пространствам.
Великий простор полон мрака и мглы,
Нельзя и подумать его назвать...
И я называю тогда этим именем эту свою беседку.