Сей сайт Люди Слова Писал Ходил Снимал Всячина Юмор

Оксане

 

“Историкам – рассказывать свои истории живо, понятно, не обременяя их фактами, датами и прочим интеллигентским …” (вырезано цензурой)
В.И.Ленин, ПСС, 5 изд., т.36, стр. 391
из неоконченной работы “Советы с того света”

“Дай, думаю, запишу”.
В. Шекспир, письмо к К. Марло.

Какие мысли приходили вам на ум, если вы задумывались, как же вышло, что после пятисот лет плаваний в Америку норвежцев – в настоящую Северную Америку! – некто Колумб, объявив о поездке в хорошо известную Индию, поплыл не к ней, а на запад, затем, доплыв до островов Карибского моря объявил-таки об открытии континента, но назвал его Америкой? Судя по всему, вышло так…
Ещё в X веке норвежцы стали плавать в Штаты, обнаружив, что в тамошних салунах им наливают, причём иногда даже в долг, в то время как в Европе их, справедливо почитая драчунами, грубиянами, а главное – бессеребрениками, не пускают даже на порог таверн. Они наладили постоянное морское сообщение и прославились на весь мир своими буйными попойками, заканчивавшимися, как правило, тем, что вышибала выкидывал их на улицу, за что их так и прозвали – викинги. Так продолжалось более пятисот лет, до XV века, когда развивающийся империализм начал задумываться о европейском рынке. И вот, осенью 1485 года, представитель итальянской мафии в Америке, мультимиллионер Америго Веспуччи (1451 – 1512, родился во Флоренции, плавал в 1499 – 1504 годах, 16.06.1497 вроде бы побывал в Северной Америке; достоверно был в 1499 в Южной; много писал и всем растрезвонил о своих достижениях) на норвежском пароходе прибыл в Европу.
Миссия его началась прекрасно: он тут же нашёл страну, где говорили на чуть испорченном американском языке и договорился с Генрихом VII Тюдором (1485 – 1509), только что севшем на престол после войны Алой и Белой Роз и успешно объединившем Англию под своей властью, о предоставлении Англии в аренду пустующих земель. Англичане очень гордились, потому что поднаторевший в крючкотворстве Томас Мор (1478 – 1535, с 1504 в парламенте, с 1529 – лорд-канцлер, казнён) записал в договоре, что аренда продлится до совместного чаепития в Бостоне, зная – ехидна! – что в Америке предпочитают кофе чаю. Кроме того, англичане уже нашли субподрядчиков – французов, и собирались погреть руки, приехав на всё готовенькое. Сомнений в том, что французов удастся вытеснить в Монреаль – единственное место, где говорили на их родном языке – у англичан, конечно, не было.

Однако дело неожиданно застопорилось: Папа Римский видя, что англичане, объявившие об отделении через 50 лет (в 30-х годах XVI века) англиканской церкви от католической, объехали его, объявил о несуществовании Америки, как не описанной в Библии. Автоматически не признавались чеки и бумажные доллары (золотые не признавать было труднее). Католики-французы тут же заявили, что с места не тронутся, а аванс не вернут.
Пришлось вести переговоры с Ватиканом, от которых кошелёк Веспуччи заметно отощал. Папа, не будучи в силах отменить буллу, потребовал открытия Америки, настаивая на том, что это должна сделать католическая страна.
Выбор был небогат. В Германии назревала Реформация, уже родился Лютер и все кузнецы уже ставили личное клеймо на гвозди, надеясь прославить свою фирму (Лютер, кстати, приколачивая в 1517 году свои тезисы к воротам Виттенберга так излупил, неумеючи, гвоздь, что клейма разобрать не удалось), голландцы со свойственной им неспешностью за сто лет готовились к революции (1566 – 1609), и рожали капитализм. Французы лишь тридцать лет назад (1337 – 1453) закончили столетнюю войну с Англией и сил на открытие Америки не имели. Португальцы заявили, что у них есть штатный придворный открыватель – Васко да Гама (1469 – 1524), но он – специалист по Индиям, а не каким-то Америкам, до открытия Индии ничем другим заниматься не будет, а откроет её лишь в 1497-1498 годах (восьмого июля 1497 года выплыл из Лиссабона, двадцатого мая 1498 года пристал к Малабарскому берегу близ г. Каликута). Лишь испанский Фердинанд шесть лет назад (1479 год) объединивший Испанию браком с Изабеллой и продолжавший это объединение, выглянув из её покоев сказал, что они согласны, лишь бы их не тревожили и денег не просили.
Америго вздохнул было с облегчением, и, надеясь быстро кончить дело, устроил рекламную кампанию по-американски: макдональдсы и повсеместно продававшиеся “hot dogs” представляли американский образ жизни, на каждом углу висел отпечатанный Шёффером (умер в 1502/1503 году, наследовал дело Гутенберга (1400 – 1468) примерно с 1445 года) плакат, изображавший сурового капитана в широкополой шляпе с пером, в камзоле, при шпаге, в сапогах с ботфортами и брабантскими кружевами, указывавшего пальцем на смотрящего. Надпись гласила: “Ты – открыл Америку?” Тут же сообщалось, что первооткрыватель получит от Америго Веспуччи три билета в Диснейленд.
Однако и идальго открывать Америку не спешили. Сидя в замках, они вздыхали об утерянной независимости, а главное – для выезда из страны требовалось получить визу в существовавшей с XIII века инквизиции…
Поняв, что до рекламы Европа не доросла, Америго, под давлением из Вашингтона – оттуда писали, что срочно нужны колонисты, что вокруг Белого Дома скачут делавары и нехорошо говорят о бледнолицых, что золотые прииски ждут, что возле озера Эри никак не начать строить Детройт: колышки, вбитые геодезистами и строителями, тут же сносят толпы каких-то гуронов, говорящих, что где-то здесь прячется какой-то последний из могикан и что, пока он жив, в резервацию они не пойдут – в общем, срочно нужен результат, так как республиканцы катастрофически теряют голоса – итак, Америго решил сам организовать экспедицию, правда, на федеральные деньги.
Суда заложили тут же и к 1492 году (первое плавание) три каравеллы были готовы. Осталось найти капитана.
На объявленный конкурс желающих, естественно, было хоть отбавляй, однако толпами шли либо лазутчики иезуитов, либо религиозные фанатики, либо такие нищие, которые не могли потерять даже цепей, либо же экзальтированные юноши, начитавшиеся сказок о Синдбаде-мореходе. Общим было полное незнание морского дела и отсутствие догадливости. Все, как один, срезались на вопросе: как они назовут новую страну?
Наконец, перед Веспуччи появился Колумб (1451 – 1506). Генуэзец, он ещё в 1485 году покинул службу у португальского короля, понимая, что там ему ничего открыть не дадут, а открыть он очень хотел, что угодно, даже не обязательно что-то новое. Как гражданину свободной республики визы в инквизиции ему не требовалось, мореходное дело он знал из рассказов своего тестя – португальского морехода – а на каверзный вопрос он ответил без колебаний, преданно глядя в глаза Веспуччи: “Америкой, ваше благородие, в знак почтения-с!”. Колумба утвердили незамедлительно.
Веспуччи снабдил Колумба лоцией, предупредил, что в Карибском море полно пиратов, объяснил, где можно увидеть достаточно большой кусок суши, чтобы его можно было объявить Америкой, и вот, в 1498 году, после двух тренировочных плаваний, объявив назло португальцам об открытии морского пути в Индию, Колумб отплыл тридцатого мая открывать Америку, что и произошло третьего августа…


 © 1990 – 1996, Морозов Борис Владимирович.
Hosted by uCoz