2008-02-19
Хошь ты пой, хошь - не пой...
Знакомство с методикой создания голоса по Огороднову.
Как знать, сколь долго смогу удерживать внимание читателя? Поэтому начну с главного: методика есть. Существование методики предполагает, что её можно применить к любому человеку, что применить может не только автор, что она даст обещанный результат. В данном случае так оно и есть, причём результат - владение голосом, потребное, в частности, для пения.
Поскольку пение, во-первых, предполагает способность ориентироваться в эмоциях и жить с ними, то можно рекомендовать это как один из способов овладения эмоциональной стороной жизни. Во-вторых, можно настойчиво рекомендовать пение как таковое, поскольку само представление о нём кануло в лету и доступно теперь немногим посвящённым - во всяком случае, послушав пение шестиклассника из интерната, я возымел желание найти для того, что слышится с любой кнопки ФМ дипазона, какое-нибудь другое слово - настолько эти два занятия не имеют ничего общего.
Кстати сказать, одна из проблем обучения пению - ошибки. Встречался ли вам певец того же ФМ, взявший не ту ноту, длительность, акцент? Так вот, поучившись петь, вы сможете это сделать, и через несколько месяцев начинающий певец, думаю, обнаружит, что все вокруг отмечают его ляпы или в лучшем случае вежливо молчат. Этот период надо стойко пережить, продолжая заниматься.
Эффект меня поразил. Я слушал записи детей обычного интерната - т.е. лучших из случайных. Их удалось обучить, причём добившись потрясающего уровня. Методика даже поставила произношение одной девочке и превозмогла подростковое изменение голоса (термин "мутация" мне непривычен) у одного парня. но больше всего меня поразил шестиклассник (три года обучения в школе), просто спевший песню. Я забыл, что такое пение, и забыл, что так можно - без аккомпанемента, просто с душой, хорошим голосом, петь. Я не помню, когда я слышал такое раньше - не с оперой же сравнивать!
То, с чем я столкнулся и что попробовал, отлично ложится на мои знания в физике, биомеханике, нейрофизиологии, хорошо согласуется с опытом занятий айкидо и с ощущением тела. Никаких претензий, никакой мистики, никаких проколов.
Наконец, это - авторская школа, в ней даже есть магическая схема, смысл которой непосвящённым не понять, хотя после объяснений он становится всё более ясным (до самой глубины я, конечно же, не дошёл). При этом я подчёркиваю, что слово "эзотерический" тут неуместно, потому что тайного знания в ней примерно столько же, сколько в таблице умножения или пифагоровых штанах. Это единство курса вызывает уважение и доверие.
Начало было простое и доброжелательное - спасибо Диме. У меня самого хватает проблем с музыкой, тема сия оказалась неожиданно для меня болезненной, так что спасибо Диме за мягкое дружелюбие. Жаль, что легко сделать мне голос очень трудно, а сил на постоянные занятия не хватит.
П.С. Методика не нова. В конце 80-х только развал страны избавил детей от неё. В разных концах можно найти учителей, этой методикой владеющих, так что у всех желающих есть шанс.
П.П.С. Пойте! Учите детей петь! И, быть может, я смогу дожить до того времени, когда из радиоприёмника будут слышны голоса ныне живущих певцов, а не то, для чего я так и не нашёл слова.
© 2008, Морозов Борис Владимирович.