Март 21, 2005
09:46 am: Кейдж, Кнайфель и Любимов
Совершенно неожиданно попал в филармонию, в её прекрасный малый зал - спасибо Диме.
Масса впечатлений.
Во-первых, там играли Кейджа. Слышал я о нём много лет, наконец, услышал его. Подготовленное фортепиано меня не вдохновило, зато барабанчики у него отличные. Флейта настолько ошарашила, что даже оценить не могу: как потом мне объяснили, можно в неё дудеть и петь, но в момент исполнения я лихорадочно чертил пентаграммы, не понимая, откуда доносится голос второй автомобильной сирены. Композиция была Рёандзи, весьма славная, о том, как возили составы камней размером с голову в сопровождении машины с мигалкой и сиреной. Правда, камешки мелкие, но большие не поместились в рояль. Флейта европейская, но с явными японскими мотивами.
Старая музыка хватала слушателя за шкирку и тащила, куда хотел автор, так что обозреватели отмечали ярость, напор, или, напротив, скорбь и отчаяние в крайних степенях. Кейдж (мало знакомый с современной музыкой, могу припомнить ещё только вполне похожего Эрика Сати) тихо о чём-то размышляет. Хочешь - прислушайся, нет - иди своей дорогой. Можешь даже не идти, а просто не обращать внимания. Спящих в зале были кучи, сидевшая рядом бабушка мило всхрапывала.
Другой чертой этой музыки - вовлечение, разрази его аллах. Звуки неожиданные, исходят со всех сторон, так что неясно, чихнул ли простуженный зритель, зазвенел ли невыключенный мобильник, или это свежие находки автора. Сидишь, и матюгнуться боишься - вдруг эта скрипучая дверь - самое прекрасное для знатока.
Во-вторых, играл Любимов, что просто прекрасно. Я очень люблю его клавесин. С удовольствием отдыхал от тихих размышлений.
В-третьих, был милый капустник Кнайфеля. Всегда жалел, что трудно попасть на представления музыкантов для своих, когда они просто живо прикалываются и резвятся. Вот оно!
Наконец, всё это было непрерывным шоу. По сцене ходили зомби из какого-то театра. Они не нарушали музыку, но танцевать не умели - может быть, впрочем, с такой музыкой и балетные артисты не смогли бы справитья. Мне у них понравился только проход, когда они, подобно Шинкарёвским подпольщикам, сметая всё на пути ломили по проходу. Расположившийся там оператор в ужасе прижался в сторону. Уцелел.
Всё время уходили люди, что неудивительно, но меня поразили классические филармонические бабушки, которые, вынеся Кейджа, уходили на клавесине позапрошлого века (или даже более старом). Приходила молодёжь, которая, к моему веселью, обломилась на прикольном Кнайфеле. Словом, зал был живой и весёлый.
Ура здоровому образу жизни! Как бы всё это произошло, не будь лыж?
© 2005, Морозов Борис Владимирович.
ksubra:
Я лично находила там вместо сирены кошаков. Сама флейта издавала звуки шелеста японских сосен среди камышей, а где-то вдали как-будто ходили мартовские коты и протяжно, с завыванием, мяукали на луну, по очереди. Ударники при этом роняли камушки, но ни один кот не пострадал.