Сей сайт Люди Слова Писал Ходил Снимал Всячина Юмор


Февраль 26, 2008
11:00 am: Фестиваль
Три счастья.

«Коллежский регистратор» (Станционный смотритель) –1925, «Межрабпом-Русь» реж. Ю. Желябужский, И. Москвин, по повести А. Пушкина «Станционный смотритель»

Программа ВГИК
Коллекционер-Россия, реж. Егор Абраменко, по роману Дж. Фаулза, 13 мин.

Мадрид – Россия, реж. П. Беленькая, по рассказу Бунина «Мадрид», 12мин.

Венера-Россия, реж. Жанна Синельник, по пьесе А. Вампилова «Старший сын» 15 мин.,

Светлые души – Россия, реж. Максим Илюхин, по мотивам одноименного рассказа В. Шукшина, 20 мин.

Дети Сарафанова – Россия, реж. Филипп Абрютин, по пьесе А. Вампилова «Старший сын», 13 мин.,

Манящий запах вечности – Россия, реж. Юрий Лагута, по пьесе Григория Горина «Забыть Герострата» 20 мин.

«Натурщица» – Россия, к/с «Россфильм», реж. Т. Воронецкая, по рассказу Ю. Нагибина «Трое и одна, и еще один», 117 мин.


«Коллежский регистратор»
1925 год - это ещё живые воспоминания о старой России и старая техника игры в кино, уже 30-е году утеряли и то, и другое. В фильме можно увидеть кибитки в форме бочки, о которых писал Кюстин, незатейливый быт, сельские и городские привычки XIX века. Действие развивается не спеша, но за всеми образами стоит мысль, все эпизоды несут намёки и напоминания, становясь глубже, чем кажутся. Чего стоит лёгкий мазок - обличение старого мира: смотритель заполняет книгу, мы это видим в начале; в какой-то момент эту работу за него выполняет дочь, она пишет чётко и грамотно; когда же подают поросёнка врачу и ротмистру, то в поросёнка воткнута бумажка с надписью "на здоровье", причём её сначала показывают зрителю, а потом совершенно естественно поворачивают гостям; вот тут врач надевает очки и с трудом читает эту надпись ротмистру - это мы видим по мимике. Эпизод мимолётный, его можно и пропустить - а можно и заметить. Игра исключительная: эмоции выражены ясно и правдоподобно, лишь немного по-театральному подчёркнуто; ясность такова, что слова зачастую читаются по губам.
Фильм идёт под музыку и чтение текста диктором, внезапное явление которого вызывает просто ужас: в какой-то момент вместо мужиков в заснеженной деревне на экране сидящий за пустым столом и читающий книгу возникает ухоженный мужик в строгом пиджаке с каким-то значком; иногда он ласково поглядывает на зрителя. Ужас леденящий: только что были люди, и вдруг - всё, конец, чиновник, история прекратила течение своё. К счастью, таких эпизодов немного.
Фильм отличный. Недурной сюжет неплохо переделан в фильм, отлично изображена реальность, прекрасная игра, никакой навязчивости или морализаторства. В видеотеку! Где его найти?

Программа ВГИК
на этот раз не порадовала, хотя осталась интересной. За те лет 10, что я смотрю фестивали, студенческие ролики менялись кардинально. Теперь они приблизились к современному кино. Можно брюзжать - и хочется - но зачем учиться снимать то, чего потом не будет на экране? Зачем смотреть на работы тех, кто потом снимать не будет? Это приятно, но из познавательных целей можно смотреть, как выращивают режиссёров тех фильмов, которые я смотреть не буду.

«Коллекционер»
Фаулз меня не заинтересовал; фильм отчаянно переделан и обрёл символизм, эстетство и абсурд. Словом, выбросив мутный сюжет и оставив осколки эпизодов, автор сделал сравнительно приличный студенческий ролик, как бы я ни ворчал на оригинальное произведение. Вот только зачем он выбрал Фаулза... Впрочем, кому-то Коэльо и корейский Учкудук нравятся.

«Мадрид»
Не верю. Браток, проститутка и романтика - не верю! Напрочь. Да, я знаком с темой по литературе, но, по-моему, автор не знаком никак, разве по названию. Ни образов, ни романтики. Недоразумение.

«Венера»
Снято неплохо. Опять-таки странный сюжет, как-то непонятно обыгранный, отчего он стал ещё более сомнительным, но сделано... так себе. Словом, в голове что-то странное, но делать примерно научили. Пожалуй, не хватило вкуса.

«Светлые души»
Автор не понимает и не знает реалий советского времени, без чего Шукшин разве что на абсурд тянет. Показать мотивы необычных поступков не удалось напрочь, причём даже примитивные физические факты не увязываются. Загадочна точка съёмки в деревне - откуда-то с неба, чуть выше крыш. Кто смотрит оттуда - непонятно, зритель (я) испытал недоумение.

«Дети Сарафанова»
Неплохо сыгранная миниатюра. Сильно помогает, конечно, Золотухин, который умеет играть - его ещё научили - хотя и ребятишки напоминают актёров.

«Манящий запах вечности»
Интересно снято, интересно сыграно. Опять же глаз застит история, которая, тем не менее, вполне в духе студенчества. Можно найти изъяны, но, опять- таки, для студенческой работы - отлично. Лицедейство не на высоте, но пластика неплоха, есть некоторая неспешность, держащая зрителя в неуверенности - развитие сюжета не угадать.

«Натурщица»
Фильм пугал названием и источником, что есть вечная проблема кино: раз за разом кажется, что по плохой - или хотя бы неизвестной - вещи нельзя сделать хороший фильм, хотя постоянно оказывается, что нельзя сделать как раз по хорошей и известной, а по хорошему сценарию, сделанному из чего угодно - можно. Вот так вышло и тут. К счастью, не искал рецензии в сети - она есть повсеместно (тиражирован один источник). Соотносить с фильмом её не следует, рецензент не владеет ничем.
Фильм обычный нынче, на двух актёров. Есть ещё полдюжины в действии и дюжина на подхвате, но в основном фильм строится на игре двоих. Ещё два актёра играют роль шутов, время от времени перемежая действие разряжающими вставками, что я горячо приветствую. Люди (я по крайней мере) не сильно изменились со времени Шекспира, и комические вставки в трагедии уместны и удобны. Есть и национальный колорит - в меру, и история, и предреволюционный Тифлис, и упоминания реальных и значительных, но не назойливо известных реальных лиц (Мунк, например) - всё это с огромным чувством вкуса. Все параллельные линии не мешают развиваться главной - отношению не понимающих друг друга людей. Любящих или хотя бы ценящих, но не могущих понять. Развязка напрашивается, да и получается такой, как ей хочется, что опять-таки приятно - хорошо оставаться в мире искусства, не выходя в реальный, более случайный мир.
Главная радость - игра Виктории Толстогановой, напомнившей мне Шерон Стоун в любимом "Основном инстинкте". Такое поведение дам не только не встречается ныне, даже воспоминание изгладилось из памяти, уйдя в литературу. В жизни я только раз встречался с чем-то близким, когда продавщица в магазине "Академкниги" облила ледяным презрением не вполне вежливого посетителя. В фильме обратная сторона этого умения, и как сыграна! Поскольку масса крупных планов (фильм вполне годен для телевизора), то можно смело назвать игру лицедейством - но каким! Поиск в интернете показал, что это неудивительно - Виктория - умелый и состоявшийся артист, она играет в театре, снялась во многих фильмах, пользуется заслуженной популярностью.
Игра её попутчика на мой взгляд менее убедительна, хотя есть и иное мнение. Словом, опять-таки, в видеотеку, если впечатление не угаснет. Примерно как с фильмом Лидии Бобровой, который я недавно купил - посмотрев примерно в 1998 году и запомнив.

 © 2008, Морозов Борис Владимирович.
Hosted by uCoz